Архитектура Московского Метро

Июнь 16, 2019
В книге «Архитектура

Станция метро Комсомольская. Арх. Д. Н. Чечулин, А. Ф. Тархов. 1935 год1935. В проектировании первой линии метрополитена — от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением до «Смоленской» — принимают участие архитекторы разных поколений, работающие в самой разной стилистике: от рационалиста Николая Ладовского («Дзержинская», вестибюль «Красных ворот») до пролетарского классика Ивана Фомина («Красные ворота»), а также молодые тогда архитекторы: Дмитрий Чечулин («Комсомольская», «Охотный ряд»), Иван Таранов («Сокольники»), Алексей Душкин («Кропоткинская»).

Станция метро Сокол. Арх. Ю. Н. Яковлев, К. Н. Яковлев. 1938 год

1938. Открыта вторая очередь московского метро — Горьковский радиус от «Театральной» до «Сокола». Это собрание одних из самых элегантных станций московского метро: «Сокол», чьи колонны превращаются в купола, «Аэропорт», свод которого изрезан тонкими рельефными полосками, «Динамо», где стены пилонов сделаны из подсвеченного изнутри оникса, и, конечно же, одна из самых знаковых станций московского метро — наполненная светом и воздухом «Маяковская» архитектора Алексея Душкина.

Станция метро Новокузнецкая. Арх. И. Г. Таранов, Н. А. Быкова. 1943 год

1943–1944. Несмотря на войну, строительство метрополитена продолжается, открыто 7 новых станций. Архитектурные проекты, разработанные до 1941 года, дополнены художественным оформлением, связанным с Великой отечественной войной. Таким образом, эти станции становятся одними из первых памятников приближающейся Победы.

1950–1954-е. Апофеоз сталинского стиля — строительство Кольцевой линии и новой трассы Арбатского радиуса.Станция метро ВДНХ. Арх. И. Г. Таранов, Н. А. Быкова, И. Г. Гохарь-Хармандарян, Ю. А. Черепанов. 1958 год Несмотря на разнообразие в оформлении станций — готические мотивы «Таганской», древнерусские «Добрынинской», барочные «Арбатской», — все их объединяет предельная (а иногда и запредельная) торжественность и декоративность. Основная тема в оформлении станций — победа в Великой отечественной войне.

1957. Постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (1954) приводит к пересмотру проектов: строящиеся станции упрощаются («ВДНХ», «Спортивная» и др.), в 1958 году открываются первые наземные станции («Студенческая», «Кутузовская»), строительство которых более экономично, в 1961 году открывается первая типовая станция «Первомайская» — трехпролетная колонная сборная конструкция из железобетона, прозванная «сороконожкой», так как имеет два ряда по 40 колонн. Образ «сороконожки» с путевыми стенами, облицованными керамической плиткой, колоннами, облицованными определенным сортом мрамора и ребристым потолком, на многие годы становится доминирующим в архитектуре московского метро.

Станция метро Авиамоторная. Арх. А. Ф. Стрелков, В. И. Клоков, Н. И. Демчинский, Ю. А. Колесникова. 1979 год Станция метро Парк Победы. Арх. Н. И. Шумаков, Н. В. Шурыгина. 2003 год Станция метро Жулебино. Арх. Л.Л.Борзенков. 2013 год Станция метро Новопеределкино. United Riga Architects. 2014 год
Видео на тему
Россия, Московский метрополитен.Станции Московского метро..
Россия, Московский метрополитен.Станции Московского метро..
Поражать и восхищать: к юбилею московского метро открылась
Поражать и восхищать: к юбилею московского метро открылась ...
Кольцевая линия Московского метро - Календарь Faberlic
Кольцевая линия Московского метро - Календарь Faberlic
Рассказать о статье