
1935. В проектировании первой линии метрополитена — от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением до «Смоленской» — принимают участие архитекторы разных поколений, работающие в самой разной стилистике: от рационалиста Николая Ладовского («Дзержинская», вестибюль «Красных ворот») до пролетарского классика Ивана Фомина («Красные ворота»), а также молодые тогда архитекторы: Дмитрий Чечулин («Комсомольская», «Охотный ряд»), Иван Таранов («Сокольники»), Алексей Душкин («Кропоткинская»).

1938. Открыта вторая очередь московского метро — Горьковский радиус от «Театральной» до «Сокола». Это собрание одних из самых элегантных станций московского метро: «Сокол», чьи колонны превращаются в купола, «Аэропорт», свод которого изрезан тонкими рельефными полосками, «Динамо», где стены пилонов сделаны из подсвеченного изнутри оникса, и, конечно же, одна из самых знаковых станций московского метро — наполненная светом и воздухом «Маяковская» архитектора Алексея Душкина.

1943–1944. Несмотря на войну, строительство метрополитена продолжается, открыто 7 новых станций. Архитектурные проекты, разработанные до 1941 года, дополнены художественным оформлением, связанным с Великой отечественной войной. Таким образом, эти станции становятся одними из первых памятников приближающейся Победы.
1950–1954-е. Апофеоз сталинского стиля — строительство Кольцевой линии и новой трассы Арбатского радиуса. Несмотря на разнообразие в оформлении станций — готические мотивы «Таганской», древнерусские «Добрынинской», барочные «Арбатской», — все их объединяет предельная (а иногда и запредельная) торжественность и декоративность. Основная тема в оформлении станций — победа в Великой отечественной войне.
1957. Постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (1954) приводит к пересмотру проектов: строящиеся станции упрощаются («ВДНХ», «Спортивная» и др.), в 1958 году открываются первые наземные станции («Студенческая», «Кутузовская»), строительство которых более экономично, в 1961 году открывается первая типовая станция «Первомайская» — трехпролетная колонная сборная конструкция из железобетона, прозванная «сороконожкой», так как имеет два ряда по 40 колонн. Образ «сороконожки» с путевыми стенами, облицованными керамической плиткой, колоннами, облицованными определенным сортом мрамора и ребристым потолком, на многие годы становится доминирующим в архитектуре московского метро.




Видео на тему


