Москва Карта Метрополитена

Август 10, 2016
Сотудники полиции в метро

История схем Московского метрополитена

Схемы в Московском метро пережили множество изменений, отражая не только взаимное расположение линий, но и особенности моды и дизайна, присущие различным периодам истории нашей страны.

Самая первая схема линий

Схема взята из буклета издательства "Труд" 1935 года. В вестибюлях висели другие схемы, "вилкой вниз", которые видны на некоторых фотографиях 1930-х годов.

К 1954 году в вагонах висят черно-белые схемы. Все линии обозначаются черным цветом, схема близка к правильному "картографическому" отображению расположения линий и станций.

Впоследствии дизайн схемы менялся весьма незначительно. Изменения касались лишь пуска новых участков. К 1958 году линии на схемах отображаются разными цветами. Именно это цветовое решение дошло без изменений до наших дней. Надо заметить, что во всех метрополитенах городов бывшего СССР, первая линия всегда обозначается красным цветом, вторая - синим (реже зеленым), а третья, соответственно, зеленым или синим.

Обратите внимание, что на схеме 64 года Калужский и Рижский радиусы не образуют одну линию и даже показаны разными цветами! Дело в том, что в этот период планировалось только продление линий и строительство новых радиусов от станций Кольцевой линии, без соединения радиусов в диаметры через центр города. Лишь впоследствии это решение было признано ошибочным, и строительство центрального участка образовало Калужско-Рижскую линию.

Кардинально дизайн схемы меняется в начале 70-х годов. Уходят в прошлое плавные изгибы линий. Теперь в моде простота, четкость и стремительность. Кольцевая линия впервые изображается правильной окружностью, а радиусы - прямыми линиями. Изменилось и изображение логотипа метрополитена - стилизованной буквы "М". Если на схеме 70-го года еще остаются изломы на Таганско-Краснопресненской линии, то к концу десятилетия все линии изображаются прямыми без углов и изломов.

С 1979 года в вагонах появляется новая схема линий. Теперь Кольцевая линия представляет собой две полуокружности, соединенные вертикальными прямыми. Начертания линий опять становятся более плавными.

Станции в периферийной части города теперь изображаются вплотную друг к другу.

Такое решение позволило увеличить размеры и более наглядно изобразить центральную часть схемы, где топология сети наиболее сложна.

В это же время появляется и нынешний логотип Московского метрополитена - стилизованная буква "М" красного цвета в урезанной окружности синего цвета, напоминающей очертаниями обделку тоннеля.

Схема 1979 года

из Энциклопедии "Москва" 1980 г.

Однако этот вариант схемы надолго не прижился. С пуском первого участка Серпуховско-Тимирязевской линии появляются новые схемы. Кольцевая линия опять рисуется правильной окружностью, и станции за пределами центральной части не прижаты друг к другу. Поначалу линии изображаются ломаными, но позднее заменяются более спрямленными.

C открытием продления Калужского радиуса в 1987 году, дизайн схем опять поменялся. На схеме появилась строящиеся Тимирязевский и Люблинский радиусы. Теперь все линии были направлены строго горизонтально, вертикально или под углом 45 градусов. Единственное исключение - Кольцевая линия - сохранила свое начертание в виде правильной окружности. Неоднократно меняясь в деталях, но сохраняя основные композиционные принципы, этот дизайн дожил до сентября 2003 года.

На последних версиях этой схемы были убраны строящиеся участки, и все названия станций продублированы латиницей.

На схеме, которая стала называться "Схема линий скоростного транспорта Москвы", добавлены линии легкого метро в Южное Бутово и Солнцево, линия монорельса от станции "Тимирязевская" до "ВДНХ". Показаны строящиеся участки Арбатско-Покровской и Люблинско-Дмитровской линии. Правда, почему-то не показана линия "мини-метро" в ММДЦ Москва-Сити и южное продление Люблинского радиуса.

По заверениям руководства метрополитена, для удобства пассажиров расположение линий приближено к реальному, сами линии стали тоньше. Однако это спорное решение. Приближение схемы к реальному масштабу повлекло за собой уменьшение центральной части, самого сложного участка схемы, где расположено большинство пересечений линий. Это, в свою очередь, привело к необходимости уменьшения размера шрифта в названиях станций. Схема стала трудночитаемой, тем более на расстоянии.

На мой взгляд - основная задача вагонной схемы - правильно передавать топологию сети, а не масштаб. В данном случае, искажение масштаба - это более чем оправданная уступка во имя удобства восприятия и легкости чтения. Ведь схему смотрят не только молодые, но и пожилые люди, далеко не у всех идеальное зрение. И не надо забывать, что далеко не для всех пассажиров русский язык - родной, а читать мелкие надписи на чужом языке, да еще в совсем не комфортной обстановке движущегося набитого вагона намного сложнее. А (почти)масштабные схемы висят в вестибюлях, где к ним можно подойти вплотную и внимательно рассмотреть.

Кроме того, дизайн схемы был, мягко говоря, "позаимствован" с известного сайта посвященного метрополитенам всего мира, созданного метро-энтузиастом Робертом Швандлем. Частично трассировка линий была изменена, но отдельные характерные места (например, изгиб Сокольнической линии возле "Спортивной") выдают "с головой" родство с оригиналом. Добавленные Москва-река и Яуза изображены совсем не в стиле схемы (не соблюдается дискретность направлений).

Схема вызвала множество нареканий от пассажиров. Москвичи жаловались, что надписи трудночитаемы, из-за узости и невыразительности линий нелегко разобраться в топологии сети, особенно в сложной центральной части. Эксперимент был признан неудачным и в конце 2003 года был представлен новый вариант вагонной схемы.

От предыдущей версии, новая схема унаследовала название - "Схема линий скоростного транспорта Москвы", изображение Москвы реки и Яузы. Однако в целом произошло возвращение к традициям московских вагонных схем. Кольцевая линия изображена правильной окружностью, линии выпрямились и стали толще. Из-за увеличения центральной части, схема перестала быть масштабной, но перегоны между станциями в периферийной части города оставлены, что сохраняет подобие "географичности".

На новой схеме появляются логотипы легкого метро и "монорельсовой транспортной системы", единственная линия которой обозначена как действующая, хотя на момент появления схем, дата открытия еще не названа, и пуск ожидается не раньше января 2004 года. Кроме того, на схеме изображена строящаяся линия мини-метро, причем линия начинается от "Киевской", хотя на самом деле движение поездов мини-метро будет совмещенным с Филевской линией на участке "Александровский Сад" - "Киевская".

Интересно дизайнерское решение будущего включения участка Филевской линии в Арбатско-Покровскую. Места будущего сопряжения обозначены стрелками.

Вагонная схема конца 2003 г.

Однако и новая схема не лишена недостатков. Выбранный стиль изображения станций и, в особенности, пересадочных узлов, сделал схему насыщенной излишне контрастными деталями, что вызывает раздражение и "режет глаз". Непонятно, зачем нужно было отказываться от удачного, интуитивно-понятного и спокойного решения, принятого на схемах образца 2001-2003 годов.


Что еще почитать?
Рассказать о статье